КУЛЬТУРА

Андрейсала Тарковского: бывший промышленный порт Риги станет съемочной площадкой

«Песни изоляции», Канны на диване и Андрейсала Тарковского: как не отстать от культурной жизни, сидя в четырех стенах

Симона Алексеева. Главные культурные события мая перекочевали в сеть. На повестке месяца – онлайн-концерт поющего латвийского режиссера Владислава Наставшева, 10-дневный международный кинофестиваль в YouTube и биеннале современного искусства в Риге, которая превратится в съемки полнометражного фильма. Наконец-то мы заживем бурной культурной жизнью – хоть и удаленно, зато без очередей и входных билетов.

Песни изоляции

Один из самых ярких и успешных латвийских режиссеров Владислав Наставшев – талантливый автор-исполнитель. Его песни звучат в спектаклях, но иногда Влад устраивает концерты. Два лета подряд он собирал толпу поклонников на музыкальном фестивале Positivus, экспериментируя то с латвийской группой Ezeri, то с российским мультиинструменталистом и композитором Иваном Лубенниковыми.

Пресс-служба Рижского русского театра. Режиссер Владислав Наставшев

Онлайн-концерт Владислава Наставшева «Песни изоляции» пройдет 3 мая в 21.00 на сайте арт-галереи Ground Solyanka.

Вот, что говорит сам поющий режиссер: «Остановилась работа над «Темными аллеями» Бунина. Но внутренне она все равно продолжается. Помимо прочего, я написал несколько песен на стихи Ивана Алексеевича. Часто сочиненные песни становятся своего рода эмоциональными эскизами к моим будущим спектаклям. Такие акварельные наброски. Во время онлайн-концерта будет исполнено несколько таких песен. Мой друг Семен Ханин, замечательный рижский поэт, дал согласие на то, чтобы в концерте прозвучало несколько песен на его стихи. Также я спою песни из последнего спектакля, который успел выпустить — «Пять песен по памяти» (на стихи поэтов «Орбиты» Сергея Тимофеева, Семена Ханина, Артура Пунте и Владимира Светлова). Ну и конечно, вспомним Михаила Кузмина и Федерико Гарсия Лорку».

В этом сезоне Владислав плотно работал с Рижским русским театром им. М. Чехова – премьера музыкального спектакля «Пять песен по памяти» прошла в феврале. А 29 мая ожидается премьера его новой постановки по пьесе Сергея Уханова «Черновик» в экспериментальном онлайн-формате на платформе ZOOM.

Кстати, самая нашумевшая постановка Наставшева для Рижского русского театра им. М. Чехова «Медея» также сегодня выложена в открытом доступе – его прочтение пьесы Еврипида можно посмотреть по ссылке ltv.lsm.lv.

В Канны без смокинга

Организаторы 20 международных кинофестивалей, судьба которых остается призрачной из-за пандемии, объединили усилия для проведения масштабного совместного онлайн-марафона. Называется он WE ARE ONE: A Global Film Festival (Мы едины: глобальный кинофестиваль).

21

Каннский, Лондонский, Иерусалимский, Нью-Йоркский, Сандэнс и другие престижные кинофестивали проведут смотры своих фильмов в YouTube на канале We are one.

Художественные и документальные, полнометражные и короткометражные фильмы будут крутить для всех желающих в течение 10 дней — с 29 мая по 7 июня. Предполагается, что нам покажут и новые, и уже ставшие классикой ленты. Программу кинофестиваля We are one огласят ближе к датам его проведения.

Кинопоказы будут бесплатными, их не будет прерывать реклама в YouTube. Зрителям предложат сделать пожертвования в фонд ВОЗ по борьбе с коронавирусом.

Перевернет ли затея We are one новую страницу в истории кинематографа? Сможет ли онлайн-формат хоть частично заменить мероприятия, немыслимые без показов на большом экране? Позволит ли зрителям домашний просмотр фильмов на лаптопах в своих гостиных и спальнях ощутить себя хоть немного причастными к мировому киносообществу? Пока на эту тему остается только гадать.

Тем временем организаторы Московского международного кинофестиваля не стали ударяться в эксперименты и надеются провести его в привычном формате, но уже в новые даты — с 1 по 8 октября.

Метафора разломов советских идеалов

«И вдруг все расцвело» — под таким названием 16 мая в Риге должна была открыться вторая биеннале современного искусства RIBOCA2. В условиях пандемии формат крупнейшего в северной Европе арт-события был творчески переосмыслен. Экспозиция на нескольких выставочных площадках продолжительностью в пять месяцев превратится в полнометражный фильм, незаконченная выставка – в его съемочную площадку, а встречи с теоретиками и исследователями культуры пройдут в формате онлайн-бесед.

У главного куратора «RIBOCA2, и вдруг все расцвело» Ребекки Ламарш-Вадель за плечами впечатляющий список творческих достижений. Она семь лет работала в парижском музее Palais de Tokyo, воплощала проекты в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке и других известных на весь мир галереях и музеях.

18

В качестве творческой концепции для RIBOCA2 Ребекка выбрала понятие re-enchantment, или «новой зачарованности» — основу для создания более желанных сценариев настоящего и будущего, где конец мира вовсе не означает конец света.

Пандемия и все сегодняшние ограничения драматично срезонировали с замыслом биеннале, призывающим искать новые пути и переосмыслять реальность. Первоначальный план выставки, состоявший на 85% из новых специально созданных для биеннале работ, пришлось кардинально изменить.

Организаторы нашли способ выполнить свои обязательства перед художникам и ублажить истосковавшуюся по актуальному искусству публику. Выставка превратится в съемочную площадку, которую планируют сделать открытой для посещений в течение трех недель – если, конечно, ситуация в Латвии это позволит.

«Съемки будут происходить в окрестностях Андрейсалы, бывшего промышленного порта Риги, напоминающих по духу декорации фильмов Андрея Тарковского, — излагает задумку пресс-релиз организаторов биеннале. — Действие фильма будет развиваться по фрагментам изначального замысла выставки и разворачиваться как одиссея, дрейфуя и медитируя среди работ биеннале, окруженных экосистемой зернохранилищ, пустырей, пустошей, заброшенной электростанции, поля для пейнтбола, ангаров, птичьих колоний, железнодорожного вокзала и круизных судов. Существующая сегодня как результат индустриальной деятельности прошлого, ожидающая своего потенциального возрождения Андрейсала предстанет метафорой разломов современных утопий, советских идеалов и капиталистических надежд, воплощенных в бурной истории Латвии.»

Рижская международная биеннале современного искусстваДействие фильма развернется на Андрейсале, напоминающей декорации фильмов Тарковского.

В рамках RIBOCA2 21 мая стартует серия интеллектуальных онлайн-дискуссий и бесед с участием выдающихся теоретиков культуры и искусства, исследователей и литераторов. Они будут размышлять над понятиями «конец», «человек», «любовь», «потусторонние миры», «забота», «магия», «голоса» или «призраки», рассматривая их как линзы, через которые можно увидеть иные варианты нашего настоящего и будущего.

Среди участников программы – социальный исследователь и теоретик культуры из России Марина Симакова, искусствовед и философ Борис Гройс, преподаватель по гендерным и культурным исследованиям университета Сиднея Астрида Нейманис и другие.

Подробнее о программе и участниках биеннале здесь>>>.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть